Налоговый вычет на покупку автомобиля: чего ждать от инициативы

Транспортные средства превращаются в дорогое удовольствие

Ближе к новогодним праздникам количество социальных инициатив, направленных на укрепление благосостояния населения, растет с огромной скоростью. Причем предложения поступают не со стороны государственных профильных ведомств, а от экспертного сообщества и общественных организаций. Специалисты Института проблем современной политики полагают, что формулу налогового вычета, применяемую сейчас при приобретении жилья, стоит распространить на покупку автомобилей. По их мнению, это стимулирует национальных производителей и даст населению шанс на покупку доступного транспортного средства. Впрочем, существует риск, что рассчитанные на потребительский сектор льготы помогут не покупателям, а продавцам «железных коней».

Фото: Геннадий Черкасов

С просьбой оценить целесообразность введения налогового вычета при покупке личного транспортного средства к главе Минтруда Антону Котякову обратился директор Института исследования проблем современной политики Антон Орлов. Предполагается, что воспользоваться такой льготой можно будет только один раз и только на сумму покупки, не превышающую 1 млн рублей. По мнению автора идеи, любой гражданин нашей страны в таком случае сможет вернуть себе до 130 тыс рублей и вновь использовать сэкономленные средства для всеобщего экономического блага. «Давайте оценим, какой взрывной эффект дала мера по введению льготной ипотеки, и попробуем экстраполировать его возможное влияние на автомобильную сферу. Убежден, что подобный маневр станет отличным подспорьем для желающих обзавестись собственным транспортным средством», — сказал Орлов в комментарии для «МК».

Независимые эксперты не разделяют оптимизм инициатора новой фискальной льготы. По словам заместителя руководителя ИАЦ «Альпари» Натальи Мильчаковой, в России существует одноразовый налоговый вычет на покупку квартиры (платящие в РФ граждане имеют право получить у государства 13% от стоимости приобретенной недвижимости — «МК»). Распространить аналогичную практику на покупку автомобилей будет непросто. «Скорее всего, такой налоговый вычет будет направлен только на покупку новых автомобилей отечественного производства. Российские производители до сих пор не в состоянии выпустить недорогой и высококачественный автомобиль, способный конкурировать с импортными аналогами. Да и принесет ли такой единовременный налоговый вычет большую пользу населению, пока тоже не ясно, поскольку россияне гораздо чаще меняют автомобили, чем квартиры», — иронизирует эксперт.

В связи с этим, не исключено, что введение налогового вычета в отношении покупок автомобилей в наибольшей степени укрепит финансовое благосостояние не рядовых покупателей, а производителей и продавцов легковых машин. Хотя по итогам 11 месяцев отечественный авторынок показывает рост в 7%, годовой результат может быть отрицательным — в ноябре наши соотечественники приобрели всего 125 тысяч «железных коней», сократив на 20% интерес к личным «колесам» в сравнении с тем же периодом прошлого года.

К тому же, как отмечает руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев, в 2021 году автомобили резко выросли в цене — в среднем на 20%, а самая популярная средняя ценовая категория подорожала с 1,5 млн до 1,9 млн рублей. Соответственно, такой налоговый вычет может стать реальной мерой для повышения продаж новых автомобилей только в эконом-сегменте. Сейчас в эту ценовую категорию попадает лишь несколько российских марок, а также широкая торговая линейка автомобилей китайских, корейских, немецких и чешских производителей. «Другими словами, налоговый вычет будет стимулировать продажи именно этого сегмента. Не стоит забывать, что с января каждого года автоконцерны по традиции повышают цены, поэтому количество автомобилей стоимостью ниже 1 млн рублей рискует сократиться до минимума. Для большего эффекта стоит расширить получение налогового вычета на покупку авто стоимостью хотя бы до 1,5 млн рублей, что будет соответствовать динамике цен на машины в стране и существенно поддержит продажи на отечественном авторынке», — полагает эксперт.

Кроме того, в России уже давно действуют программы льготного автокредитования, способствующей получению займа по госпрограмме, с правительственной поддержкой. К тому же вычет все равно поступит на счет покупателя далеко не сразу, что ограничит выбор средства передвижения — не будет понятно, какого уровня автомобиль можно купить в реальных условиях менее, чем за миллион рублей. «Теоретически, вычет на покупку автомобиля может оказаться действительно интересным — приобретение собственного личного транспорта расширит мобильность населения, а также будет способствовать внутреннему туризму. Готовить подобные предложения сподручнее профильным ведомствам, однако их работу приходится выполнять независимым и не всегда авторитетным организациям», — считает эксперт департамента экономических и финансовых исследований CMS Institute Николай Переславский.

Ссылка на источник

Поделитесь этой новостью: